History of the reserve

On April 26, 1986, an accident occurred at the Chernobyl nuclear power plant, which led to the release of large volumes of radioactive material. As of May 10, 1986, throughout the 30-km zone, the dose rate of gamma radiation exceeded 5000 μR/h, including in the settlements of the Khoiniki region: Masany - 100,000 μR/h, Borshchevka, Ulasy - 50,000 μR/h, Dronki - 1000 microR/h.

In this regard, the sector of the evacuation (exclusion) zone was determined, representing a compact territory with an area of 170 thousand hectares. The population living on this territory was evacuated, and the land was taken out of economic use.

On May 4-5, 1986, 31 settlements of the Bragin region, 12 settlements of the Khoiniki region, 8 settlements of the Narovlya region were resettled from the ball zone adjacent to the station.

June 3-10, 1986 - 18 settlements of the Bragin region, 6 settlements of the Khoiniki region, 4 settlements of the Narovlya region; August 27 - 5 settlements of the Bragin region, September 30 - 2 settlements of the Khoiniki region, 22 settlements of the Narovlya region. A total of 108 settlements (24.7 thousand people) were evacuated. Subsequently, in the period from the end of 1996 to 1997, 14 settlements were re-evacuated.

Resolution of the Central Committee of the Communist Party of Belarus and the Council of Ministers of the BSSR No. 59-5 of February 24, 1988 "On the progress of work to eliminate the consequences of the Chernobyl nuclear power plant accident in the republic and the tasks arising from the decision of the Politburo of the Central Committee of the CPSU of January 14, 1988" there is agricultural activity. By this decree, on the territory of the Belarusian sector of the exclusion zone, the Polesie State Ecological Reserve with an area of 131.3 thousand hectares was created under the subordination of the State Committee of the BSSR for Nature Protection. It included the lands of the state forest fund of the Komarinsky, Narovlyansky and Khoiniki forestry enterprises, as well as the lands of agricultural enterprises in the Bragin, Narovlyansky and Khoiniki districts, located within the thirty-kilometer zone of the Chernobyl nuclear power plant.

The Polesie State Ecological Reserve was established with the aim of implementing a set of measures to prevent the removal of radionuclides outside its territory, to study the state of natural plant complexes, fauna, conduct radiation-ecological monitoring, and conduct radiobiological research.

The main tasks of the Polesie Reserve:
    • implementation of measures to prevent the transfer of radionuclides;
    • ensuring the protection of the protected area and the objects located on it;
    • protection of the forest fund from fires, pests and forest diseases;
    • carrying out the minimum necessary measures to maintain hydrological balance;
    • afforestation of lands, ensuring the natural development of ecosystems;
    • implementation of measures to increase the number of rare animal species;
    • monitoring changes in the radiation environment, conducting radiation and environmental monitoring of flora and fauna;
    • scientific research of flora and fauna, the impact of radioactive contamination on them;
    • development of technologies and measures for the rehabilitation of contaminated areas.

By order of the Council of Ministers of the BSSR No. 485r dated July 18, 1988 the proposal of the State Committee of the BSSR for Nature Protection was accepted and a temporary administration of the reserve was created.

The functioning of the reserve began in September 1988 after the release orders of the Gomel Regional Executive Committee "On the establishment of the temporary administration of the Polesie State Ecological Reserve" dated August 23, 1988 No. 354-r. There were 14 people in the administration. It was headed by Alexander Dmitrievich Konopatsky, the first director of the reserve. Dmitry Petrovich Demchenko was appointed to the post of chief forester.

In accordance with By the decree of the Council of Ministers of the BSSR No. 122 dated April 10, 1989 Polesie State Ecological Reserve was renamed into Polesie State Radiation-Ecological Reserve and transferred to the jurisdiction of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus.

Since the summer of 1990, the scientific department of the reserve began to function on the territory of the former settlement of Babchin.

Guided by the resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus dated April 7, 1992 No. 190, the Gomel Regional Council of People's Deputies, by decision No. 71 dated March 3, 1993, transferred to the reserve 85.1 thousand hectares of the lands of Bragin (64 320 hectares), Khoiniki (84 937 hectares ), Narovlya (64,239 ha), Mozyr (793 ha) and Kalinkovichi (1,091 ha) districts, from the territory of which residents were resettled. In accordance with the second point of this decree, the lands of the Mozyr and Kalinkovichi districts became part of the Khoiniki. The area of the reserve was 216 410 hectares.

In 1992 - 1996, an orchard was laid, including test plantations of peach (10 varieties), apricot (19 varieties), grapes (7 varieties), apple (4 varieties), lemongrass, cherry plum, cherry, cotoneaster, nut-bearing (Manchurian and walnut , Korean cedar, tree hazel), hybrid actinidia.

The description of the reserve's boundaries was approved by the resolution of the Presidium of the Supreme Council of the Republic of Belarus No. 2384-XII dated June 14, 1993.

Order No. 101 of 6 September 1993 for Polesie Radiation-Ecological Reserve approved the distribution of its territory into 16 forestries. In 1993, on the lands of the exclusion zone, the Khoiniki, Bragin and Narovlya sections of the reserve were organized. Of the 92 resettled settlements located on the territory of the Polesie Reserve, the Khoiniki site accounts for 20, Braginsky - 40, Narovlyansky - 32. Before the accident, 22 thousand people lived in them.

By the Resolution of the Council of Ministers of the BSSR dated December 27, 1990 No. 344 Polesie State Radiation-Ecological Reserve was transferred from the jurisdiction of the State Committee on Ecology to the State Committee of the BSSR on the problems of the consequences of the disaster at the Chernobyl nuclear power plant.

Order No. 39 of August 5, 1995 on the Ministry of Emergency Situations from the Consequences of the Catastrophe at the Chernobyl Nuclear Power Plant of the Republic of Belarus approved the Regulations on the Polesie State Radiation and Environmental Reserve.

In 1996, in accordance with the protocol of instructions of the President of the Republic of Belarus No. 08/80, a radiation-ecological station was organized in the former settlement of Masany for operational monitoring of the radiation situation.

In 1996, the Polesskaya micropopulation of bison was created on the territory of the Novopokrovsky forestry of the reserve.

By the decision of the Khoiniki District Executive Committee No. 994 of June 16, 1998, the radiation-ecological station was renamed in memory of the initiator and organizer of its creation as the research station "Masany" named after V.N. Fedorov.

In 1998, on behalf of the President of the Republic of Belarus (protocol No. 12/186 of August 3, 1998), an experimental base of the reserve was created, including a livestock farm, an experimental orchard, a bee-keeper, nurseries for growing planting material of cultivated breeds (peaches, apricots, apple trees), three production sites for wood processing. In experimental use, 700 hectares of former agricultural land were introduced for the production of forage and growing crops. The production base of the Bragin section was organized at the reconstructed utility facility.

In 2000, the Gomel Regional Committee registered the institution "Polesie State Radiation-Ecological Reserve" (Decision No. 462 of July 31, 2000).

In 2005, the scientific and administrative building was put into operation. Its laboratories house two scientific departments (radioecological monitoring, fauna ecology) and a laboratory for spectrometry and radiochemistry. The laboratories of the Department of Ecology of Plant Complexes are located in the former settlement of Babchin. Research station "Masany" is a part of the department of radioecological monitoring.

In 2007, the Charter of the Polesie State Radiation-Ecological Reserve was adopted.

In 2008, an administrative building was put into operation in the settlement. Komarin, Bragin district.

At the beginning of 2009, the production base of the Bragin area, a production building with a warehouse (wood processing workshop), a timber drying chamber in the town of p. Komarin.

In 2012, in accordance with the Law of the Republic of Belarus "On the legal regime of territories exposed to radioactive contamination as a result of the disaster at the Chernobyl nuclear power plant" dated May 26, 2012, a state environmental research institution "Polesie State Radiation-Ecological Reserve" was created to manage the reserve.

Decree of the President of the Republic of Belarus "On the Polesie State Radiation and Environmental Reserve" dated January 21, 2013 No. 41 (as amended by the Decree of the President of the Republic of Belarus 06.11.2018 No. 431) approved the provision on the reserve, borders, area, composition of lands, including reserved and experimental and economic zones.

The total area of the reserve is 217,173.8 hectares. The area of land provided to the institution for permanent use is 216 877 hectares, including 64 591 hectares (29.8%) in Bragin district, 64 103 hectares (29.5%) in Narovlyansky district, 88 183 hectares in Khoiniksky district (40, 7%). The lands of the forest fund of the reserve, forming its territory, do not include the lands of the following land users located within its borders, but whose special purpose does not meet environmental goals: the communal design, repair and construction unitary enterprise "Gomelobldorstroy", the Gomel republican unitary enterprise of electric power industry "Gomelenergo ", the transport republican unitary enterprise" Gomel branch of the Belarusian Railway ", the republican unitary enterprise" Beltelecom ", the republican specialized unitary enterprise" Polesye ", the state specialized forestry institution" Narovlyansky special forestry ". The total area of these lands is 296.8 hectares. These territories are subject to the protection and use regime established for the reserve.

Due to its geographical location, the total length of the external border along its perimeter is 367 km, including the length of the border with Ukraine - 121 km.

Organizationally and economically, the territory of the Polesie Reserve is divided into 16 forestries. There are two fire-chemical stations of the first type and one of the second type, 8 stationary checkpoints, at which round-the-clock duty is carried out. The fire-prevention arrangement of the forest fund includes 96 fire reservoirs, 38 fire-observation towers, 4170 km of roads, including forest roads - 3920 km, 1358 km of fire breaks and mineralized belts.

There is an experimental base, which includes a livestock farm where breeding horses of the "Russian heavy draft" breed are kept, a bee farm, nurseries for growing planting material (stone fruit, forest and ornamental crops), three production sites for wood processing. For experimental use, 700 hectares of former agricultural land were introduced for the production of feed and the cultivation of crops.

Managment structure. The state environmental research institution "Polesie State Radiation and Ecological Reserve" is headed by the director and subordinate to the Department for Elimination of the Consequences of the Catastrophe at the Chernobyl Nuclear Power Plant of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus.

Leaders of the Polesie Reserve

director: Konopatsky A.D. (1988-1992), Voronetsky N.N. (1992-2003), P.I. Palitaev (2003-2005), Kudan P.M. (2005-2017), Rubashchenko M.M. (2017-present);

chief foresters: Demchenko D.P. (1988-2000), Degtyarik A.N. (2000-2004), V. G. Ropot (2004-2005), A.V. Sechko (2005), Kudin M.V. (2005-2011), Malyutin S.A. (2011-2016), A. V. Tishkovets (2016-present);

deputy Directors for Research: Fedorov V.N. (1990-1997), Piskunov V.S. (1997-2003), Chernega L.N. (2003), Bondar Yu.I. (2003-2016), Yanochkin I.V. (2017), Kudin M.V. (2018-present).

Modern infrastructure: administrative and production buildings on three sites, repair shops, three points for special sanitization of personnel and transport (at each site), 16 forestry offices for service personnel, a laboratory and scientific building, a sanitary building, a museum. The fleet of automotive and special equipment numbers over 100 units.

WE OFFER TO VISIT THE BELARUSIAN EXCLUSION ZONE

История заповедника

26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, которая привела к выбросу больших объемов радиоактивного материала. По состоянию на 10 мая 1986 года на всей территории 30-км зоны мощность дозы гамма-излучения превышала 5000 мкР/ч, в том числе в населенных пунктах Хойникского района: Масаны – 100000 мкР/ч, Борщевка, Уласы – 50000 мкР/ч, Дроньки – 1000 мкР/ч.

В этой связи был определен сектор зоны эвакуации (отчуждения), представляющий компактную территорию площадью 170 тыс. га. Проживавшее на этой территории население было эвакуировано, а земли выведены из хозяйственного пользования.

4-5 мая 1986 года из примыкающей к станции зоны бал отселен 31 населенный пункт Брагинского района, 12 населенных пунктов Хойникского района, 8 населенных пунктов Наровлянского района.

3-10 июня 1986 года – 18 населенных пунктов Брагинского района, 6 населенных пунктов Хойникского района, 4 населенных пункта Наровлянского района; 27 августа – 5 населенных пунктов Брагинского района, 30 сентября - 2 населенных пункта Хойникского района, 22 населенных пункта Наровлянского района. Всего было эвакуировано 108 населенных пунктов (24,7 тыс. человек). Впоследствии в период с конца 1996 по 1997 годы 14 населенных пунктов было реэвакуировано.

Постановлением ЦК КПБ и Совета Министров БССР № 59-5 от 24 февраля 1988 года "О ходе выполнения работ по ликвидации в республике последствий аварии на Чернобыльской АЭС и задачах, вытекающих из решения Политбюро ЦК КПСС от 14 января 1988 года" принято предложение Гомельского облисполкома об установлении на территории зоны отселения зоны отчуждения площадью 142,8 тыс. га и запретить там сельскохозяйственную деятельность. Этим постановлением на территории белорусского сектора зоны отчуждения был создан Полесский государственный экологический заповедник площадью 131,3 тыс. га в подчинении Государственного комитета БССР по охране природы. В его состав вошли земли государственного лесного фонда Комаринского, Наровлянского и Хойникского лесхозов, а также земли сельскохозяйственных предприятий Брагинского, Наровлянского и Хойникского районов, находившихся в пределах тридцатикилометровой зоны ЧАЭС.

Полесский государственный экологический заповедник образован с целью осуществления комплекса мероприятий по предотвращению выноса радионуклидов за пределы его территории, изучения состояния природных растительных комплексов, животного мира, ведения радиационно-экологического мониторинга, проведения радиобиологических исследований.

Основные задачи Полесского заповедника:
    • реализация мероприятий по предотвращению переноса радионуклидов;
    • обеспечение охраны заповедной территории и расположенных на ней объектов;
    • защита лесного фонда от пожаров, вредителей и болезней леса;
    • проведение минимально необходимых мероприятий по поддержанию гидрологического равновесия;
    • облесение земель, обеспечение естественного развития экосистем;
    • реализация мер по увеличению численности редких видов животных;
    • контроль изменения радиационной обстановки, ведение радиационно-экологического мониторинга флоры и фауны;
    • проведение научных исследований растительного и животного мира, влияния на них радиоактивного загрязнения;
    • разработка технологий и мероприятий по реабилитации загрязненных территорий.

Распоряжением Совета Министров БССР № 485р от 18 июля 1988 года было принято предложение Государственного комитета БССР по охране природы и создана временная администрация заповедника.

Функционирование заповедника началось с сентября 1988 года после выхода распоряжения Гомельского облисполкома "О создании временной администрации Полесского государственного экологического заповедника" от 23 августа 1988 года № 354-р. В составе администрации было 14 человек. Ее возглавил Конопацкий Александр Дмитриевич – первый директор заповедника. На должность главного лесничего был назначен Демченко Дмитрий Петрович.

В соответствии с постановлением Совета Министров БССР от 10 апреля 1989 года № 122 Полесский государственный экологический заповедник был переименован в Полесский государственный радиационно-экологический заповедник и передан в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

С лета 1990 года начал функционировать научный отдел заповедника на территории бывшего населенного пункта Бабчин.

Руководствуясь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 1992 года № 190, Гомельский областной Совет народных депутатов решением от 3 марта 1993 года №71 передал в состав заповедника 85,1 тыс. га земель Брагинского (64 320 га), Хойникского (84 937 га), Наровлянского (64 239 га), Мозырского (793 га) и Калинковичского (1091 га) районов, с территории которых были отселены жители. В соответствии со вторым пунктом этого постановления земли Мозырского и Калинковичского районов вошли в состав Хойникского. Площадь заповедника составила 216 410 га.

В 1992 – 1996 годах заложен плодовый сад, включающий испытательные плантации персика (10 сортов), абрикоса (19 сортов), винограда (7 сортов), яблони (4 сорта), лимонника, алычи, черешни, кизильника, орехоплодных (орехи маньчжурский и грецкий, кедра корейского, лещины древовидной), актинидии гибридной.

Описание границ заповедника утверждено постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь № 2384–XII от 14 июня 1993 года.

Приказом по Полесскому радиационно-экологическому заповеднику № 101 от 6 сентября 1993 года утверждено распределение его территории на 16 лесничеств. В 1993 году на землях зоны отчуждения организованы Хойникский, Брагинский и Наровлянский участки заповедника. Из 92 отселенных населенных пунктов, расположенных на территории Полесского заповедника, на Хойникский участок приходится 20, на Брагинский – 40, на Наровлянский – 32. В них до аварии проживало 22 тыс. человек.

Постановлением Совета Министров БССР от 27 декабря 1990 года № 344 Полесский государственный радиационно-экологический заповедник был передан из ведения Государственного комитета по экологии в ведение Государственного комитета БССР по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Приказом № 39 от 5 августа 1995 года по Министерству по чрезвычайным ситуациям от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Республики Беларусь утверждено Положение о Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике.

В 1996 году, согласно протоколу поручений Президента Республики Беларусь № 08/80, в бывшем населенном пункте Масаны организован радиационно-экологический стационар по оперативному наблюдению за радиационной обстановкой.

В 1996 году создана Полесская микропопуляция зубра на территории Новопокровского лесничества заповедника.

Решением Хойникского райисполкома № 994 от 16 июня 1998 года радиационно-экологический стационар в память об инициаторе и организаторе его создания был переименован в исследовательскую станцию "Масаны" им. В.Н. Федорова.

В 1998 году по поручению Президента Республики Беларусь (протокол №12/186 от 3 августа 1998 года) создана Экспериментальная база заповедника, включающая животноводческую ферму, опытный плодовый сад, пчелопасеку, питомники для выращивания посадочного материала культурных пород (персики, абрикосы, яблони), три производственных участка по деревопереработке. В экспериментальное использование введено 700 гектаров бывших сельскохозяйственных угодий для производства кормов и выращивания сельхозкультур. На реконструированном объекте коммунального хозяйства была организована производственная база Брагинского участка.

В 2000 году Гомельский областной комитет зарегистрировал учреждение "Полесский государственный радиационно-экологический заповедник" (Решение № 462 от 31 июля 2000 года).

В 2005 году введен в эксплуатацию научно-административный корпус. В его лабораториях расположились два научных отдела (радиоэкологического мониторинга, экологии фауны) и лаборатория спектрометрии и радиохимии. Лаборатории отдела экологии растительных комплексов располагаются в бывшем населенном пункте Бабчин. Исследовательская станция "Масаны" является составной частью отдела радиоэкологического мониторинга.

В 2007 году принят Устав учреждения "Полесский государственный радиационно-экологический заповедник".

В 2008 году введен в эксплуатацию административно-бытовой корпус в н.п. Комарин Брагинского района.

В начале 2009 года была введена в эксплуатацию производственная база Брагинского участка, производственный корпус со складом (цех по переработке древесины), лесосушильная камера в г.п. Комарин.

В 2012 году в соответствии с Законом Республики Беларусь "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 26 мая 2012 года для управления заповедником создано государственное природоохранное научно-исследовательское учреждение "Полесский государственный радиационно-экологический заповедник".

Указом Президента Республики Беларусь "О Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике" от 21 января 2013 года № 41 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь 06.11.2018 № 431) утверждено положение о заповеднике, границы, площадь, состав земель, в том числе заповедной и экспериментально-хозяйственной зон.

Общая площадь заповедника – 217 173,8 гектара. Площадь земель, предоставленных учреждению в постоянное пользование, составляет 216 877 гектаров, в том числе в Брагинском районе 64 591 гектар (29,8 %), Наровлянском – 64 103 гектара (29,5 %), Хойникском – 88 183 гектара (40,7 %). В состав земель лесного фонда заповедника, образующих его территорию, не входят земли следующих землепользователей, расположенные в его границах, но специальное назначение которых не отвечает природоохранным целям: коммунального проектно-ремонтно-строительного унитарного предприятия "Гомельоблдорстрой", гомельского республиканского унитарного предприятия электроэнергетики "Гомельэнерго", транспортного республиканского унитарного предприятия "Гомельское отделение Белорусской железной дороги", республиканского унитарного предприятия "Белтелеком", республиканского специализированного унитарного предприятия "Полесье", государственного специализированного лесохозяйственного учреждения «Наровлянский спецлесхоз». Общая площадь этих земель составляет 296,8 гектара. На данные территории распространяется режим охраны и использования, установленный для заповедника.

В силу географического расположения общая протяженность внешней границы по его периметру составляет 367 км, в том числе протяженность границы с Украиной – 121 км.

В организационно-хозяйственном отношении территория Полесского заповедника разделена на 16 лесничеств. Функционируют две пожарно-химические станции первого типа и одна второго типа, 8 стационарных контрольно-пропускных пунктов, на которых осуществляется круглосуточное дежурство. Противопожарное обустройство лесного фонда включает 96 пожарных водоемов, 38 пожарно-наблюдательных вышек, 4170 км дорог, в т. лесных – 3920 км, 1358 км противопожарных разрывов и минерализованных полос.

Имеется экспериментальная база, которая включает животноводческую ферму, где содержатся племенные лошади породы "Русский тяжеловоз", пчелопасеку, питомники для выращивания посадочного материала (плодово-косточковых, лесных и декоративных культур), три производственных участка по деревопереработке. В экспериментальное пользование введено 700 гектаров бывших сельскохозяйственных угодий для производства кормов и выращивания сельскохозяйственных культур.

Структура управления. Государственное природоохранное научно-исследовательское учреждение "Полесский государственный радиационно-экологический заповедник" возглавляется директором и подчиняется Департаменту по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. 

Руководители Полесского заповедника

директора: Конопацкий А. Д. (1988-1992 гг.), Воронецкий Н.Н. (1992-2003 гг.), Палитаев П.И. (2003-2005 гг.), Кудан П.М. (2005-2017 гг.), Рубащенко М.М. (2017 г.-н/в);

главные лесничие: Демченко Д. П. (1988-2000 гг.), Дегтярик А.Н. (2000-2004 гг.), Ропот В.Г. (2004-2005 гг.), Сечко А.В. (2005 г.), Кудин М.В. (2005-2011 гг.), Малютин С.А. (2011-2016 гг.), Тишковец А.В. (2016-н/в);

заместители директора по научной работе: Федоров В.Н. (1990-1997 гг.), Пискунов В.С. (1997-2003 гг.), Чернега Л.Н. (2003 г.), Бондарь Ю.И. (2003-2016 гг.), Яночкин И.В. (2017 г.), Кудин М.В. (2018-н.в).

Современная инфраструктура: административно-производственные здания на трех участках, ремонтные мастерские, три пункта специальной санитарной обработки персонала и транспорта (на каждом участке), 16 контор лесничеств для обслуживающего персонала, лабораторно-научный корпус, санитарно-бытовой корпус, музей. Парк автотракторной и специальной техники насчитывает более 100 единиц.

Предлагаем посетить белорусскую зону отчуждения